Интернет-урок. Тема: Алгоритмы

по дисциплине "Информатика"

Тип занятия: изучение нового материала

Цели:

  1. Образовательные - дать представление об алгоритмах, познакомить с их свойствами, способами описания и типами, научить определять тип алгоритмов

  2. Воспитательные - умение работать в коллективе, повышение познавательного интереса

  3. Развивающие - развитие логического мышления, памяти, умений самостоятельно работать, делать выводы, грамотно излагать свои мысли

План занятия:

  1. Организационный момент - 3 мин.

  2. Подведение итогов последнего урока и обозначение целей текущего занятия -3 мин.  

  3. Проверка домашнего задания, устный опрос - 8 мин. 

  4. Объяснение нового материала - 20 мин

  5. Самостоятельная работа по поиску и отбору материала по  теме "Алгоритмы" на предлагаемых сайтах, составление опорного конспекта - 25 мин.

               1). Определение алгоритма вы найдете на странице 

                 http://www.internet-school.ru/Enc.aspx?folder=266&item=3338

              2). Более подробно ознакомиться с такими способами описания алгоритмов как язык графических символов и операторный язык можно на страницах (сравнить с п. 3)

                     http://www.klgtu.ru/ru/students/literature/inf_asu/1090.html  

                      http://www.klgtu.ru/ru/students/literature/inf_asu/1100.html  

            3). Просмотр этого сайта поможет разобраться, что представляют собой команды ветвления и цикла. Здесь также рассмотрены понятие блок-схемы, назначение блоков. 

                     http://shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=203

            4).Ознакомившись с материалом, размещенным на  сайте, ответьте на вопросы: 

                  - На каком языке должен быть записан алгоритм для исполнения его на компьютере? 
                  -
    Как называется такая запись?

                    http://www.mckryak.chat.ru/posob/inf_9_1_1.html 

  6. Работа с тематической презентацией "Изучаем алгоритмы" (рассмотрены основные  понятия, примеры алгоритмов) на сайте Интернета - 10 мин. 

    http://spo-tk28.narod.ru/

      Источники  для составления  конспекта можно выбрать, просмотрев все сайты и оценивая  информативность и доступность изложения материала.

  7. Обсуждение найденных материалов, оценка их полезности для раскрытия темы - 2 мин.

  1. Решение задач - составление блок-схем алгоритмов - 10 мин.

  2.  Закрепление нового материала 

              Основные понятия, кроссворд - 5 мин. 

  1. Запись домашнего задания, пояснение - 2 мин. 
    Дома  по ссылке "Слово «АЛГОРИТМ» – происхождение и развитие", размещенной на сайте 

                          http://www.potential.org.ru/bin/view/Info/ArtDt200602000000PH13C51J2

        просмотреть полный текст статьи, опубликованной в Интернет Журнале «Потенциал»

  1. Оценки, комментарии - 2 мин. 

            Учебные пособия, технические средства, принадлежности :
            для  преподавателя — учебный плакат "Типы алгоритмов"
            калькулятор
. Презентация
PowerPoint  "Изучаем алгоритмы",  
            для студентов — рабочая тетрадь

На занятии рассматривается одна из базовых тем курса "Информатика" - Алгоритмы
   Комбинированный урок в форме беседы. 

По мере объяснения материала в конспект записывается только развернутый план урока (каждый пункт после разбора и обсуждения) .

Подробный конспект составляется в процессе самостоятельной работы студента.

Алгоритмизация задач- ответственный этап при их решении на компьютере. 
Вводим
понятие алгоритма путем рассмотрения элементарных примеров.  
Например, ставим простейшую бытовую задачу "Заварить чай". Каковы наши действия? (1- вскипятить воду, 2- засыпать заварку, 3- залить кипятком, 4- дать настояться). Такая последовательность действий для решения поставленной задачи именуется алгоритмом. Или возьмем калькулятор. Для вычисления синуса любого угла надо выполнить определенные действия, т.е. алгоритм. Когда мы покупаем банку с растворимым кофе, на ней мы видим алгоритм его приготовления.

Рассмотрим свойства алгоритмов: 

  • детерминированность- действия д.б. четкими и понятными, ориентированными на конкретного исполнителя.
    Выданный жителю какого-нибудь племени алгоритм заварки чая без указания пропорций приведёт к приготовлению чего угодно, кроме заварки чая.

  • дискретность- разбиение на отдельные шаги (этапы)

  • массовость- разрабатывается для определенного класса задач (множества)

  • результативность- приводит к получению результата

Способы описания алгоритмов. Какими способами мы описывали алгоритмы на этом уроке?
Количество алгоритмов определить невозможно, оно бесконечно (как и задач). Однако
типов алгоритмов - основных - всего три:
   - линейный 
   - разветвленный
   - циклический
Провести параллель между названием и сущностью каждого типа. 

Определить тип рассмотренного ранее алгоритма заварки чая. 

Линейный алгоритм рассматриваем и на примере русской народной сказки "Царь-девица" (на учебном плакате фрагмент блок-схемы этой сказки). 

Разветвленный алгоритм - на примере фрагмента сказки "Гуси-лебеди". (учебный плакат - фрагмент блок-схемы сказки). 
Привести пример другой сказки. 
Дополнить алгоритм заварки чая условием "если чая нет?". Какие действия можно предложить? Какой тип алгоритма получается в этом случае?

Циклический алгоритм - на примере той же сказки "Гуси-лебеди". Мы знаем, что Алёнушку гуси будут настигать трижды, и 3 раза она будет просить спрятать их с братцем Иванушкой - алгоритм принимает циклический характер.
Человек "зациклился"- что это означает? 
Алгоритм сбора грибов - назвать повторяющиеся действия. Вопросы: Будем собирать все грибы в лесу? Уже и грибов нет, ночь, дождь, а мы всё пытаемся выполнять действия нашего алгоритма. До какого момента? Условие сбора - условие цикла? 

Отличие разветвленной структуры алгоритма от циклической.

Далее выполняется самостоятельная работа по поиску и отбору материала по  теме "Алгоритмы" на предлагаемых сайтах.

Продолжаем составлять конспект, самостоятельно работая с тематической презентацией на сайте Интернета.

Переходим к решению задач математического характера с построением блок-схем и определением типа алгоритмов (коллективный разбор решения с использованием доски и запись в тетрадь).
На лабораторной работе, посвященной изучению возможностей векторного редактора Word, можно решить 1-2 задачи по индивидуальным заданиям, построив блок-схемы алгоритмов. 

 Работу с презентацией можно считать начальным этапом закрепления материала.

Закрепление нового материала достигается также устным повторением основных понятий темы, разгадыванием предложенного кроссворда.

Домашнее задание включает работу с сайтом - ознакомление с материалом статьи о происхождении слова "алгоритм", составление кроссворда, разработка блок-схемы алгоритма решения конкретной задачи по математике, физике или специальности (межпредметные связи) с обязательным определением типа полученного алгоритма.

Оценки выставляются (комментируются) с учетом проявленной активности при разборе нового материала, решении задач, ответах на контрольные вопросы и  разгадывании кроссворда.

 © Корешкова Ирина Анатольевна, 2006

 На главную
Hosted by uCoz